arnau (arnau) wrote,
arnau
arnau

Троица-Чижи (дополнительная информация)

Исторические сведения о возникновении Троице-Чижского Погоста и церкви Св. Троицы Живоначальныя.

По преданию Нестор, староста артели плотников, завершив сооружение последнего храма на Спасском Кижском погосте, что в Карелии, бросил в озеро свой топор в знак того, что уж лучше построить что-либо ему не придется. И действительно, деревянные храмы острова Кижа-саари памятник архитектуры мирового значения.

Название Кижа-саари (Кижи) в переводе означает “ остров игрищ”.”Игрищами” русские называли ритуальные действия древних язычников: карел, мери, чуди, проходившие в священных местах. В числе таких мест следует полагать и Троицкий погост, расположенный в нашем районе близ деревни Часовня.

В разные времена, в разных старинных документах этот погост именовали Чижами, Троице-Чижским Погостом, Троицким Погостом “что в Чижах”. Название, несомненно, связано не с обилием чижей в данной местности. “Чижи” – руссифицированное финноязычное “кижи”. То, что мы имеем дело с одним из ритуальных мест, подтверждается и наличием в нем церкви; православные христиане  нарочно сооружали храмы в “священных” местах язычников, дабы подчеркнуть этим могущество христианского Бога перед языческими божками. “Смотрите, - как бы заявляли они, - вот мы построили свою церковь в вашем святилище и ничего, ваши боги не испепелили нас молниями, и земля не разверзлась под нами!”. Таким образом, возникло немало церковных поселков в местах, удаленных от деревень.

Когда мог возникнуть погост? Очевидно, не позднее XIV века, ибо в эти времена на территории Подмосковья зафиксированы последние языческие курганы. И с того времени здесь все хоронят людей.

В разные времена, очень далекие от нас, и не столь, этот погост то был обитаем, то безлюдным оставался, согласно документам. На погосте – церковь Св. Троицы Живоначальныя.

Но обратимся к документам. “Церковь святой Троицы деревянная, построенная изстари, на погосте у реки Дрозны, в начале XVII столетия находилась Московского уезда, в дворцовой Загарской волости; по окладу 1628 года дани 10 алт. 5 ден., заезда 3 алт., кормовая гривна; за 1635 год дани 26 алт. с деньгою, заезда гривна”. (Патриар. Прик. Кн.2, л.185; кн.196, л.4).

По писцовым книгам 139-141 (1631-1633 годов) : к церкви Живоначальныя Троицы “пашни паханые церковной земли 2 чети да перелогом четь, да перелогом и лесом поросло 2 чети в поле, а в дву потомуж, сена 70 копен, лесу поверстнаго елнику болотнаго по Микишин луг; да к церкви ж дано селище Темниково, да селище Петряково и те селища лесом большим поросли, а по мере в селище Петрякове лесу пашенного полдесятины, сена по оселку 10 копен, в селище Темникове по мере пашенного лесу четь десятины в поле, а в дву потомуж”. (Патр. прик. кн. дозорн. 141, л.360-361).

В 1646 г. при Троицкой церкви “во дворе поп Семен”. (Переписн. кн.9809, л.74).

В 1710 г. погост Троицкий, бывший селом, пожалован из дворцового ведомства Алексею Александровичу Курбатову; в 1726 г. погост по-прежнему причислен к дворцовым волостям и в 1727 г. пожалован Петру Васильевичу Чичерину (Вотч. Колл., по гор. Москве, ст.л.кн. 84, № дела 2).

По клировой ведомости 1785 г. село Троицкое принадлежало вдовствующей генеральше Екатерине Александровне Леонтьевой.

“При Троицкой церкви были священники: Антип Никитин 1680 г., Лукьян Агапов 1726-1754 г.г., дьякон Павел Лукьянов 1752 г., дьячки: Федор Евдокимов 1680 г., Потап Агапов 1726-1754 г.г., Петр Агапов 1754 г.” (Патр. Прик. дозорн. кн.141, л.204-205 и кн.I ревизии 1726 г. л.213).

       К этой церкви были приписаны окрестные деревни Часовня, Власово, Малыгино, Семеново, Аверкиево, Бразуново.

В 1795 году при V ревизии было зафиксировано, что у священно и церковнослужителей церкви Св. Троицы, что на Троицечижском погосте, земли под усадьбой – 1 дес. 1045 саж., под пашней 56 дес. 828 саж., под сенокосом – 26 дес. 290 саж., под лесом – 135 дес. 558 саж. И неудобных мест 2 дес. 1845 саж. Всего – 221 дес. 2166 саж. земли. “Земля песчаная и к урожаю хлеба: ржи, овса и гречи способная. Покосы средственные, лес дровяной: березовый и осиновый”.

Отмечено, что церковь деревянная, во имя Животворныя Троицы, на правом берегу речки Дрозны.

А в 1859 году (в «Списке населенных мест…») про погост Троицечижский говорится, что он “при речке Безымянной по правую сторону Малобронницкого тракта”, и что на погосте 3 двора, в которых проживают 7 душ мужского пола и 4 – женского.

В 1865 году при храме было трое священно- и церковнослужителей: священник, дъяк и пономарь. Первый окончил духовное училище в Перерве, а второй – в Коломне. Сам священник, как сказано в церковной прописи “обучались в Московской духовной семинарии наукам: богословским, философским, математическим, историческим, словесным. Языкам: латинскому, греческому, французскому, немецкому”.

В сведениях 1890 и 1911 годов в графе “число душ” по Троицкому погосту (Чижи) стоят прочерки.

В материалах Всесоюзной переписи 1926 года в посел. Троице-Чижи Малыгинского сельского совета числятся 3 хозяйства (не крестьянских, а ”прочих”) с населением в 14 человек (9 муж. пола, 5 – жен.)

В 1915 году была освящена Троицкая церковь в деревне Аверкиево, построенная А.Д. Самариным, племянником писателя Ю.Ф. Самарина, внуком Ф.В. Самарина.

Сам приход Аверкиев был открыт в феврале 1915 года и состоял из 3-ех деревень: Аверкиево, Бразуново и Дергаево, т.е. деревни Аверкиево и Бразуново отошли из прихода храма Троицы Живоначальныя, что на погосте Чижи.

В то время священником храма Троицы был иерей отец Н. Фелицын.

Служил в храме на погосте Троице-Чижи священник Архангельский Николай Александрович (год рождения его – 1876).

7 октября 1937 года он был арестован, менее чем через месяц, по приговору, был расстрелян (5 ноября 1937 года).

Реабилитирован 16 января 1989 года (через 51 год после казни).

Исходя из метрических сведений, каменная церковь построена в 1739 г., колокольня же возведена в 1789 г. Церковь построена силами прихожан и на их средства на месте старой обветшавшей деревянной церкви которая была снесена. Добывали они глину здесь же, в окрестностях, сами кирпич изготавливали, в строительстве участвовали. 

В 1885 г. была поновлена роспись стен церкви.

С разрешения Московской духовной консистории Троицкая церковь продала часть своих лесных угодий, и в 1887 г. на вырученные от этой сделки деньги к северному фасаду церкви был пристроен придел во имя Преподобного Сергия (в связи с этим северные фасады четверика и трапезной переделывались : были пробиты новые проемы и заложены окна второго света в четверике), а в окружающих Чижи деревнях введен второй престольный праздник…

Любопытны документы, отражающие помесячный учет церковных доходов от прихожан за венчания, крестины, поминания, молебны за ниспослание дождя и молебны против пожаров, засухи и других напастей. Поступления эти в церковную казну неоднородны. Летом, в частности, поступало всего по 80-90 рублей. Праздники и крестные ходы дают наиболее значительную часть пожертвований церкви на Погосте. Крестный ход с иконой Иерусалимской Божьей Матери по всему приходу дал сбор в 100 рублей 40 копеек – почти с каждого дома по рублю, ибо во всех деревнях прихода насчитывалось всего 129 крестьянских дворов. На лиц, не пришедших в определенное время к священнику на исповедь и “отпущение грехов”, велся поименный учет, а в Пасху при обходе священником домов с них взимался штраф по гривеннику за пропуск причастия.

                                                                                              Олег Пименов
Источник: http://www.nikita-bywalino.ru/troicadoc.htm

Subscribe
promo arnau april 21, 2015 23:50 12
Buy for 30 tokens
Если ближайшие к нам выходные не задались с точки зрения погоды, то предыдущие (11-12 апреля), наоборот, погодой порадовали. В тоже время, если в Москве весна в разгаре (поищите в соцсетях фотографии из Аптекарского огорода, например), то в нашем дальнем и восточном Подмосковье весна никуда не…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments